Будни и праздники настоящего есаула. г. Ачинск.

27 декабря 2018

Степанида Кора.
Фото из архива Вячеслава Попова.

Братья-казаки.Будни и праздники настоящего есаула.
На вопрос, что отличает казака от представителя любой народности, есаул Вячеслав Попов твердо отвечает: «Братство».
«Казак» для него не профессия, не принадлежность к «сословию» - это жизнь. За род, народ и Отечество.

Разговор с атаманом АВКО КРОО «Союз казаков Енисея» Вячеславом Поповым, который возглавляет Ачинское казачье объединение почти 3 года, получился, во-первых, «вкусным» (а как может быть иначе, когда речь идет о знаковых для казаков блюдах - фаршированной рыбе и кулеше). Во-вторых, историческим (казачество определяет судьбы родины на протяжении многих веков). Ну а в-третьих, семейным: самый главный верный человек рядом с атаманом – жена Оксана. Потомственная казачка из рода Семечкиных, кстати.

Казаками могут быть люди любых национальностей – мусульмане, буряты, немцы, чуваши, армяне, - а от простого обывателя их отличает только сословное братство. Обязательно скрепленное традициями. Бытует мнение, что казаком не может стать человек, глубоко и твердо не усвоивший суть традиций, идущих из глубины веков. Вячеслав это опровергает: основное, без чего казак не казак, это особенное отношение к Отечеству. Казак от рождения до смерти прежде всего защитник. Можно провести параллель с кадровым офицером: известно, что бывших среди них не бывает. Но подготовка, обучение играют роль. За службу офицер получает деньги, а казак – нет. «Будучи казаком, я не заработал ни одного рубля», - признается наш собеседник. Потому что для него быть казаком – это не профессия, а зов сердца. А как иначе. Ведь главный лозунг этих патриотов: «Защита рода, народа и Отечества». А значит, нужна хорошая физическая подготовка и приличные боевые навыки.

- Вы обращали внимание, что у казаков папахи заломлены всегда направо или налево? – улыбается предводитель Ачинских казаков. – Это не бравада. Это зависит от того, с какой стороны человек замахивается и, главное, под
каким углом идет шашка. Процесс посвящения в казаки прост. Чтобы стать казаком, достаточно…захотеть. Прийти написать заявление, пройти испытательный срок, а затем принести присягу в храме (в случае, если человек православный) перед братьями-казаками на животворящем кресте, на Евангелии. Если человек не христианин, клятву перед братьями он приносит в любом случае. Яркий обряд – клятва на оружии (целование оружия) и знамени.

- Если казак нарушил клятву, его ждет вечный позор, который распространяется на весь род, на потомков, - рассказывает есаул Вячеслав. - Наш войсковой старшина Иван Иванович Швец всегда говорит: «Много званых, но мало призванных».

- Многие хотят сегодня быть казаками?

- Сейчас, увы, период затишья. Раньше были «наставники». Мой период в обществе – с 1994 года. Казаки - мой мастер производственного обучения Василий Гореликов и Юрий Дубровин меня, пацана, увлекли: предложили прийти посмотреть, что такое казачество. Я пришел – и остался. Сначала было любопытно, потом захватило.

Вячеслав уверен: во многом определила «казачий» путь его фамилия. Такая же – у первого атамана Енисейского казачьего войска, который написал устав. «Фамилия говорит сама за себя» - утверждает наш герой.

- Никогда даже не думал, что стану окружным атаманом. После скоропостижной кончины атамана Ачинской станицы Александра Высотского, войсковой атаман в этот же день сказал: «Ты примешь на себя обязательства, будешь наказным станичным атаманом». Приказ есть приказ. На ближнем круге (у казаков – собрание, совещание. – Ред.) мою кандидатуру поддержали братья, а через два месяца пришел приказ о назначении на должность окружного атамана. Работа у окружного атамана нелегкая: такую ответственность, серьезную носит, которая лежит на плечах Вячеслава, не каждый выдержит. И все равно требовательный к себе есаул считает, что работы еще непочатый край: казаков очень много в Ачинске, Назарово, Ужуре, Большом Улуе, Шарыпово и Боготоле. В Красноярском крае официально зарегистрировано четыре казачьих общества, одно из них реестровое. Только в этом случае атаман считается на государственной службе и получает жалованье. А у Вячеслава Попова нагрузка общественная. Многие казаки с удовольствием общаются по праздникам, собираются вместе за праздничным столом, но в общество ступать не торопятся: «А зачем, не война же», - говорят.

Многие казаки активно приобщают детей к единоборствам: трехлетний малыш одного из друзей нашего собеседника уже в совершенстве владеет шашкой. Вячеслав сетует: «Да, на праздник собрались, песни поспевали, отдохнули – и разошлись до следующего раза. Иногда думаю: а зачем мне все это?» Но на месте сидеть не может, смеется: все время тянет куда-то.

Потомственная казачка как призвание. Спасибо супруге Оксане. Этой милой женщине давно полагается медаль: такой верности и преданности мужу, при этом сохранения своего, истинно женского, достоинства свободолюбивой и сильной духом казачки каждый день не встретишь. Вячеслав гордится второй половиной: «Она у меня лучшая, потомственная казачка, по линии матери».

Познакомились, как бывает, на работе: куда на производство, где юный Слава был сварщиком, Оксана пришла студенткой на практику. «Скромная такая, тихая появилась, - признается ее влюбленный доныне муж сегодня. – Я как увидел – думаю: «Не может быть!». А она оказалась еще и мудрой. Хотя, как водится в браке, «уздечку с шипами» никто не отменял.
- Не успел оглянуться, как уже оказался женатым, - тепло глядя на возлюбленную, признается Вячеслав. – Целых три месяца, как познакомились, даже не под ручку – за ручку ходили. А купил я ее… за шоколадку. Ни в какую не говорила свой адрес, а я выведал у ее сестры, где она живет, приехал.

На вопрос, какой поступок ухажера покорил ее сердце, немногословная Оксана задумывается: «Поступков было много…» И так же тепло смотрит на супруга. К слову, в казачьей семье женщина отнюдь не подневольное, безропотное существо. «Попробуй запрети ей «поднять голову», - шутит есаул. – И добавляет: есть такая реклама. Если я сказал – на футбол, значит, на футбол. Если жена сказала – на дачу, значит, ничего не страшного – посмотрю футбол на даче». В любой семье, разумеется, бывают ссоры. По молодости и у Поповых случалось выяснение отношений. «Сейчас-то уже притерлись», - рассказывают наши визави. «Главное, когда я кричу, что? Правильно: промолчать, - резюмирует глава семьи. – А когда я остыну, Оксана мне все выскажет. В большинстве случаев ссоримся из-за наших «доблестных» детей, но на то они и дети. Когда она начинает отвечать – я уже и забыл, за что ругались». А главный секрет семейного счастья от крепкой семьи Поповых: как бы ни ссорились, завтрак за все 20 лет совместной жизни всегда ждал супруга на столе. И без поцелуйчика на работу мужа не отпускать, какой бы шум не стоял до потолка накануне вечером.

Девочкам Наталье 19, Анастасии – 13 лет. Конечно, я интересуюсь, какое «специальное» воспитание дают Поповы своим красавицам. Очевидно одно: с казачкой нельзя разговаривать языком силы. Вообще философия, по мнению нашего собеседника, простая: когда ты выбирала, жених был хороший. Если при тебе он стал плохим – виновата ты. И наоборот: откуда из хороших невест получаются сварливые жены? Самое важное: поддерживать мужа надо во всех его начинаниях. И еще: все надо делать вместе. Оксана замечательно готовит, к чему приучила и дочерей. В школе одна из сестер победила в кулинарном конкурсе, когда испекла неповторимые яблочные оладьи. Кстати, подавать их обязательно только с медом.

- Жене не нравится, когда я готовлю, - признается казак. – Грязной посуды остается много, а на те деньги, что пошли на приготовление моего фирменного блюда азу по-татарски, можно питаться месяц. Но зато, когда яэто готовлю, женщинам на кухне делать нечего. Такое азу в столовой вы точно никогда не попробуете. Это блюдо меня научили делать татары, с которыми мы жили по соседству, недалеко от Тобольска.

А вот из воспоминаний детства: тушеная капуста с тефтелями, которую великолепно умела делать Славина бабушка. Это вкус детства, ностальгия. Фирменное блюдо семьи Поповых - фаршированная рыба. Когда на столе этот кулинарный шедевр, все присутствующие не отвлекаются на разговоры. Лично пробовала: вкуснятина необыкновенная. Секреты, конечно, не разглашаются, ясно одно: на приготовление лакомства уходит не один час. Естественно, дочери у Поповых растут умницами. Из специальных секретов «казачьего» воспитания – вроде ничего особенного, но вот сила духа в будущих женщинах недюжинная. Старшая, которая учится в институте в Красноярске, предупредила своего ухажера: «Я потомственная казачка. Дружить – так дружить. А если нет – знать тебя не хочу». Понятно, что парень согласился: «Здорово! Классно!». Дружат уже год. Что любопытно: выяснилось, что молодой человек – тоже потомственный казак.

Шашка наголо. Особый атрибут казачества – разумеется, шашка. И хотя в 1950-м году ее отменили как неэффективный вид оружия (с упразднением кавалерии она стала не нужна), до сих пор без нее не обходится ни один казачий парад или спортивные состязания. Владеть шашкой для казака – дань традициям.

- Сейчас нужно уметь стрелять, тактически мыслить, а не быть просто рубакой, - делится Вячеслав. – Нынче в третий раз прошел главный сибирский чемпионат по рубке «Казарла на Енисее». Проводится он федерацией традиционных боевых искусств «Казарла» по приглашению КРОО «Союз казаков Енисея». Главный приз – шашка в серебряном окладе. Шашка – холодное рубяще-колющее оружие с эфесом без гарды, традиционное оружие легкой иррегулярной конницы, была рассчитана на скоротечный бой, практически на первый и единственный упреждающий удар. Не предназначенная для фехтования, легкая шашка, в отличие от палаша и сабли, была принята на вооружение в кавалерийские войска, так как она удобна в обращении, а чтоб обучить новобранцев, не требуется много времени. Хотя история помнит и фехтование на шашках в совокупности со щитом и в стойке, меняя руки в бою.

Еще один традиционный спутник настоящего казака – добрый конь. Но в эру автомобилей мастерство, конечно, утрачивается. Вячеслав ездить на коне умеет, но утверждает, что дед его ездил лучше.

- Я «асфальтный» казак, как говорит моя тетка, - смеется Вячеслав. А самые значимые праздники у казаков – престольные, так как казак должен быть непременно духовным.

Ну а костюмы казачьи – красота, только облаченье зависит от места проживания. К примеру, Назаровские казаки носят «черкески», Ачинские же – форму с галстуком образца 2000 года или с воротником-стоечкой образца 1913 года.

Женщины наряжаются в «двоечки» - рукава и подолы украшают узоры, чаще всего тканые, «самошитые». Волосы, сейчас носят и распущенные, а раньше голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка, но времена идут и мода меняется.

Когда смотришь на настоящих казаков, становится на душе хорошо и спокойно: есть защитники в нашем отечестве. А когда у них еще и такая семья, как у Вячеслава Попова, тем более радостно

. Здоровья и процветания братьям нашим, казакам!


DSC03723
Статья 1
Статья 2